С 1 марта 2026 года в силу вступит закон о локализации такси. Его уже подписал президент России Владимир Владимирович Путин, одобрил Совет Федераций и приняла Государственная Дума.
О локализации такси первый раз заговорил глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Еще 12 января 2023 года он представил разработанный законопроект, который до 2025 года дорабатывали с учетом мнения представителей отрасли и производителей – сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин. В нем Правительству дается право вводить обязательный для работы в РФ уровень локализации для комплектующих такси, он будет оценивать производство машины и её частей в России.
По сути, для внесения автомобиля в реестр необходимо соблюдение одного из двух ключевых условий. Во-первых, суммарный балл локализации должен соответствовать требованиям, установленным Правительством для целей государственных закупок. Во-вторых, производство автомобиля должно осуществляться в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.
Сейчас минимальный балл уровня локализации – 3200, в 2027 году его повысят до 3500, а с 2028 года – до 3700.
«Данный проект крайне важный для нашей промышленности. Хорошо то, что учли и локализацию, и региональную специфику и уже подписано решение. А это позволяет работать заводам Калининграда, Москвы, Дальнего Востока, Тольятти, Самарской области и Санкт-Петербурга» — сообщает Володин о законе. Так же председатель Государственной Думы отметил, что от самозанятым водителям менять автомобиль не потребуется.
Автомобили, внесенные в региональные реестры до 1 марта 2026 года, освобождаются от действия законодательных норм, установленных в соответствующем законе. Данное исключение распространяется на автомобили, включенные в реестры Калининградской области и регионов Сибирского федерального округа, для которых срок действия отсрочки продлен до 1 марта 2028 года. В отношении субъектов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, указанный срок установлен до 1 марта 2030 года.
Данная дифференциация сроков обусловлена, вероятно, необходимостью учета специфических социально-экономических условий и транспортной инфраструктуры каждого из упомянутых регионов. Предоставление более длительного переходного периода для Дальневосточного федерального округа, в частности, может быть связано с отдаленностью территории, ограниченностью логистических возможностей и необходимостью адаптации автопарка к новым требованиям.
По мнению одного из таксистов, Сергея, который согласился прокомментировать данное нововведение, оно напрямую не затрагивает индивидуальных водителей. «Это, скорее, направлено на таксопарки, на нас, обычных водителей, это существенно не отразится. Радует, что самозанятых это также обойдет стороной. Очевидно, что власти стремятся избежать ухода значительной части рынка в теневой сектор», – пояснил Сергей.
На вопрос о главных целях закона, Сергей ответил с долей иронии: «Безусловно, нам необходимо развивать отечественную промышленность, и реализация этого через подобные меры представляется весьма интересным подходом».
Следует отметить, что вступление в силу закона о локализации такси вызвало неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе. Некоторые эксперты выражают опасения относительно возможных негативных последствий для малого и среднего бизнеса, в то время как другие видят в этом стимул для развития отечественных технологий и повышения качества обслуживания.
Оценка эффективности закона о локализации такси, его долгосрочное влияние на рынок и потребителей станет возможной лишь по истечении определенного времени и проведения всестороннего анализа. Пока же остается лишь наблюдать за развитием ситуации и учитывать различные точки зрения заинтересованных сторон.
Автор: Карина Юлдашева
Добавить комментарий